Методические рекомендации профсоюзным работникам по осуществлению общественного контроля за соблюдением законодательства о труде, выполнением норм коллективных договоров (соглашений)
Профсоюзным работникам по осуществлению общественного контроля за соблюдением законодательства о труде, выполнением норм коллективных договоров (соглашений).
Настоящие Методические рекомендации (далее – Рекомендации) разработаны в целях систематизации и изложения в едином документе основных вопросов, которые подлежат рассмотрению или могут возникнуть в ходе осуществления общественного контроля за соблюдением законодательства Республики Беларусь о труде, выполнением норм коллективных договоров (соглашений) (далее – общественный контроль), осуществляемого правовыми (главными правовыми) инспекторами труда, руководителями и уполномоченными в установленном порядке представителями ФПБ, ее организационных структур, профессиональных союзов, входящих в состав ФПБ, и их организационных структур (далее –представители профсоюзов).
Наряду с рассмотрением действий представителей профсоюзов при осуществлении общественного контроля и основными вопросами, на которые при этом необходимо обращать внимание, в них приведены отдельные примеры наиболее часто выявляемых нарушений трудового законодательства и предложены возможные пути их устранения.
Рекомендации подготовлены с учетом изменений в законодательстве, произошедших в связи с изданием Указа Президента Республики Беларусь от 6 мая 2010 г. № 240 «Об осуществлении общественного контроля профессиональными союзами» (далее – Указ № 240), а также на основании Положения о правовой инспекции труда ФПБ и Порядка осуществления общественного контроля руководителями и представителями ФПБ, ее организационных структур, профессиональных союзов, входящих в ФПБ, и их организационных структур (далее соответственно – Положение и Порядок), утвержденных постановлением Президиума Совета ФПБ от 25 августа 2010 г. № 180 «Об осуществлении общественного контроля профессиональными союзами».
В Рекомендациях используется терминология Указа № 240, Положения о порядке осуществления общественного контроля профессиональными союзами, их организационными структурами, объединениями таких союзов и их организационными структурами в форме проведения проверок, утвержденного данным Указом (далее – Положение № 240), Положения и Порядка.
К Рекомендациям прилагаются образцы основных документов, связанных с организацией и осуществлением общественного контроля (предписание, уведомление, представление, справка и т.п.), а также список основных нормативных правовых актов (по состоянию на 15.10.2010), связанных с отсылочными нормами Трудового кодекса Республики Беларусь.
Рекомендации не претендуют на всеобъемлющий характер. Представители профсоюзов, которые сочтут возможным предложить внести в них дополнения, учитывающие их правоприменительный опыт, могут направлять соответствующие предложения в главное правовое управление аппарата Совета ФПБ для учета при дальнейшей актуализации Рекомендаций.
Полномочия на осуществление общественного контроля за соблюдением законодательства Республики Беларусь о труде
Указом № 240 полномочиями на осуществление общественного контроля за соблюдением законодательства Республики Беларусь о труде наделены правовые (главные правовые) инспекторы труда, а также руководители и уполномоченные в установленном порядке представители Федерации профсоюзов, ее организационных структур, профессиональных союзов, входящих в состав ФПБ, и их организационных структур (далее – представители профсоюзов).
При этом Указ № 240 выделил несколько форм общественного контроля:
проведение проверок соблюдения законодательства о труде (далее — проверка);
мониторинг;
участие в работе коллегиальных органов, комиссий;
иные формы, предусмотренные законодательством, коллективными договорами (соглашениями).
Причем проверки могут проводить только правовые (главные правовые) инспекторы труда (за исключением правовых инспекторов первичных профсоюзных организаций). Представители профсоюзов имеют право осуществлять общественный контроль во всех иных формах, не связанных с проведением проверок.
Указом № 240 определено, что общественный контроль может осуществляться профсоюзами в отношении контролируемых субъектов — организаций, их обособленных подразделений, индивидуальных предпринимателей, где работают члены соответствующего профсоюза и создана в установленном порядке его первичная профсоюзная организация, если иное не установлено законодательными актами, представительств иностранных организаций, где работают члены соответствующего профсоюза и создана в установленном порядке его первичная профсоюзная организация, медицинских пунктов, объектов торговли и общественного питания, расположенных на территории данных организаций (обособленных подразделений, представительств иностранных организаций), а также созданных ими учреждений дошкольного образования и оздоровительных организаций.
Учитывая то, что Указом Президента Республики Беларусь от 19 июля 2005 г. № 327 «О дополнительных мерах по защите трудовых, социально-экономических прав и интересов работников» профсоюзам предоставлено право на осуществление общественного контроля в организациях независимо от наличия среди их работников членов профессиональных союзов из содержания вышеуказанной нормы Указа № 240 следует, что общественный контроль может осуществляться в отношении следующих контролируемых субъектов:
организаций, их обособленных подразделений, индивидуальных предпринимателей независимо от наличия среди работников членов профессиональных союзов и безотносительно к факту создания там первичной профсоюзной организации;
представительств иностранных организаций, где работают члены соответствующего профсоюза и создана в установленном порядке его первичная профсоюзная организация.
При этом осуществлять общественный контроль возможно как в самих вышеперечисленных организациях, так и в медицинских пунктах, объектах торговли и общественного питания, расположенных на территории указанных организаций, а также в созданных ими учреждениях дошкольного образования и оздоровительных организациях.
Следует учесть исключение, касающееся осуществления общественного контроля правовыми инспекторами и представителями профсоюзов первичных профсоюзных организаций.
Так, правовые инспекторы труда, состоящие в трудовых отношениях с первичными профсоюзными организациями (представители профсоюзов первичных профсоюзных организаций), могут осуществлять общественный контроль только в отношении контролируемых субъектов, в которых они созданы (действуют).
Более того, правовые инспекторы первичных профсоюзных организаций не могут осуществлять такой контроль в форме проверок. Это следует из норм подпункта 1.4. пункта 1 и части второй пункта 3 Указа № 240. Т.е. так как они состоят в трудовых отношениях с первичной профсоюзной организацией профсоюза, которая не может осуществлять общественный контроль в форме проведения проверок, то и сами инспекторы, являясь представителями этой первичной организации, не имеют право проведения проверок в рамках осуществления общественного контроля.
Указом № 240 Федерации профсоюзов Беларуси, как республиканскому объединению профсоюзов, предоставлено право самостоятельно устанавливать порядок наделения полномочиями правовых (главных правовых) инспекторов и представителей профсоюзов.
Данное право реализовано ФПБ в Положении и Порядке.
Так, пунктом 19 Положения определено, что полномочия правового (главного правового) инспектора труда на осуществление общественного контроля подтверждаются удостоверением установленной формы (приложение 1 Положения), зарегистрированным и выданным в ФПБ.
Пунктом 4 Порядка установлено, что полномочия профсоюзного руководителя на осуществление общественного контроля подтверждаются служебным удостоверением, выданным соответствующей профсоюзной организацией, либо заверенной выпиской из постановления полномочного органа профсоюзной организации об избрании его на должность председателя, заместителя председателя данной профсоюзной организации.
Представители профсоюзов наделяются полномочиями на осуществление общественного контроля решением руководящего профсоюзного органа профсоюзной организации, на учете в которой они состоят, или вышестоящего профсоюзного органа. Полномочиями на осуществление общественного контроля могут быть наделены как штатные профсоюзные работники, так и профсоюзные активисты (пункт 5 Порядка).
В соответствии с пунктом 6 Порядка полномочия представителя профсоюза подтверждаются удостоверением установленной формы (приложение 1 Порядка), подписанным руководителем выдавшей его профсоюзной организации (организационной структуры ФПБ).